Splavmetal.ru

Сплав Металл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Естественные потери при перевозке сыпучих грузов

Естественные потери при перевозке сыпучих грузов

Значительную часть сыпучих материалов составляют грузы строительного назначения. Это песок и щебень, а также цемент и земля. При этом дальность перевозок по России нередко бывает довольно велика, если транспортировка стройматериалов осуществляется на межрегиональном уровне.

Естественной убылью считается снижение массы груза из-за изменений, которые претерпевают их биологические и физико-химические свойства, если товары при этом хранятся или перевозятся с соблюдением всех необходимых норм. Такое определение дают Методические рекомендации по разработке норм естественной убыли, утвержденные приказом Министерства экономического развития России в 2003 году. Сюда относят так называемые усушку, утруску, выветривание, а также испарение.

При этом естественной убылью не будут считаться потери, которые произошли в процессе обработки материала. Не входит сюда и количество бракованного материала. Кроме того, естественной убылью не будут считать те потери, которые происходят при перевозке, если при этом имели место нарушения разного рода требований и технических условий, существующих для сыпучих материалов. Не относится сюда и перевозка в поврежденной таре или при неправильном использовании спецтехники.

Причины потерь

Обусловить потери сыпучих материалов при их транспортировке могут следующие причины:

  • несоответствие транспорта требованиям перевозки, в частности, из-за длительного срока его эксплуатации;
  • несоблюдение правил транспортировки в том, что касается тары и средств защиты — тентов;

При этом сыпучие материалы могут рассеиваться через зазоры, выдуваться потоком воздуха или осыпаться поверх бортов. Все эти факторы влияют на размеры потерь. Кроме того сказываются скорость движения поезда, расстояние, на которое осуществляется перевозка. Важно также, насколько плотно материал был распределен при погрузке.

Первой причиной потери груза в пути может стать его высокая влажность. Изначально она может достигать такого уровня, что даже при передвижении на малые расстояния (не более 100 км) вес материала может снизиться более, чем на 5 %.

Такое возможно даже в том случае, если груз перевозится по всем правилам и укрыт плотным тентом. Он все равно теряет влагу, а проверить материал по данному параметру не представляется возможным, так как лабораторные анализы отнимают определенное время.

Автомобили проходят взвешивание дважды. В первый раз эту процедуру предпринимает отправитель в момент ее погрузки. Во второй раз груз взвешивает получатель до того, как начать разгрузку. При этом чаще всего наблюдает разница в весе. По нормативам она для сыпучих материалов, транспортируемых автомобилем, не должна превышать 2 %. Расстояние перевозки в этом случае роли не играет.

Если потери выше, проблемы с получателями перевозчику не избежать, так как списывать его на естественную убыль большинство грузополучателей отказываются. При этом общая спорная сумма может достигать большого значения. Выплачивать ее приходится перевозчику.

Способы избежать проблем

Такая трудность возникает из-за отсутствия документации, которая обговаривает показатели того или иного строительного материала в отношении их ломкости, сыпучести и влажности. Впрочем, размер потерь можно отдельно обговорить в договоре перевозки. К примеру, исходя из личного опыта, процент естественной убыли может быть прописан в размере 5 или 10 %.

Читайте так же:
Цементный раствор полусухой стяжки

Если получатель груза согласен подписать договор, где обозначены такие условия, финансовых потерь перевозчику удастся избежать. Нормативы же могут быть адаптированы для каждого конкретного региона в соответствии с его природными условиями.

РДС 82-2003 Нормы естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ресурсов в строительстве

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров

I. Нормы естественной убыли строительных материалов при транспортировании

II. Нормы естественной убыли при перевозках нефтепродуктов и топливной продукции в строительстве

III. Нормы естественной убыли строительных материалов, нефтепродуктов и топливной продукции при хранении на складах в строительстве

Приложение 2 Порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании в строительстве

1 Общие положения

2 Нормы естественной убыли при приеме нефтепродуктов в строительстве

3 Нормы естественной убыли нефтепродуктов в первый месяц хранения в строительстве

4 Нормы естественной убыли при хранении нефтепродуктов более одного месяца в строительстве

5 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при отпуске в транспортные средства в строительстве

6 Нормы естественной убыли нефтепродуктов на автозаправочных станциях и пунктах заправки в строительстве

7 Нормы естественной убыли мазута при приеме, отпуске и хранении в открытых земляных амбарах в строительстве

8 Нормы естественной убыли твердых нефтепродуктов в строительстве

9 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при водных перевозках в строительстве

10 Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов при железнодорожных перевозках в строительстве

11 Нормы естественной убыли нефтепродуктов при длительном хранении в строительстве

Введение

Руководящий документ "Нормы естественной убыли материальных ресурсов в строительстве" РДС 82-2003 разработан в развитие и дополнение СНиП 82-01-95 "Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве. Основные положения" и РДС 82-202-96 "Правила разработки и применения нормативов трудноустранимых потерь и отходов материалов в строительстве" в части формирования комплекса нормативов естественной убыли при транспортировании и хранении строительных материалов и топливной продукции.

Естественная убыль как один из элементов трудноустранимых потерь — это потери количества (массы, объема) продукции вследствие ее физико-химических свойств, возникающие при транспортировании и хранении, включая погрузочно-разгрузочные операции.

К этим потерям относятся:

усушка и выветривание (улетучивание, вымерзание, испарение) содержащейся в продукции влаги или улетучивание из нее отдельных частиц при температурных изменениях;

утечка при перекачивании из одной тары в другую, просачивание через тару либо впитывание в нее;

раскрошка, раструска и распыление при погрузочно-разгрузочных операциях.

Нормы естественной убыли при операциях на складе (разгрузка из вагонов, укладка в штабеля, перевалка, подача со склада на хранение) учитываются при сроке хранения до года включительно.

Читайте так же:
Цементный раствор сколько можно хранить

По месту образования естественная убыль образуется на технологических переделах: 1 — транспортирование материалов со склада производителя до склада потребителя (и их приеме) и 2 — при хранении материалов и отпуске на складе потребителя.

Нормы естественной убыли материальных ресурсов в строительстве, которые не охвачены настоящим документом, должны разрабатываться в соответствии с положениями СНиП 82-01-95, РДС 82-202-96 и утверждаться в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 года N 814.

Нормы естественной убыли являются предельными и применяются только в случае фактической недостачи материалов.

Общий порядок применения норм естественной убыли строительных материалов при транспортировании и хранении приведен в РДС 82-202-96 и "Методических рекомендациях" Минэкономразвития России (приложение 1), порядок применения норм естественной убыли нефтепродуктов и топливной продукции в строительстве приведен в настоящем документе ( приложение 2).

В настоящих "Нормах" естественная убыль дифференцирована на потери транспортные и складские, а материальные ресурсы — на строительные материалы и нефтепродукты и топливную продукцию.

В свою очередь, потери дифференцированы для трех видов транспорта (железнодорожный, водный и автомобильный), трех климатических зон (холодный макроклиматический, холодный умеренный и теплый умеренный макроклиматические районы) и двух периодов года (весенне-летний: апрель — сентябрь; осенне-зимний: октябрь — март).

С введением настоящего документа отменяются нормы естественной убыли, приведенные в РДС 82-202-96 и в "Сборнике типовых норм потерь материальных ресурсов в строительстве (дополнение к РДС 82-202-96).

Руководящий документ системы нормативных документов в строительстве Сборник норм естественной убыли материальных ресурсов в строительстве

Дата введения 1 января 2004 г.

I. Нормы естественной убыли строительных материалов при транспортировании

Недостачи запасов при транспортировке

В момент оприходования запасов на склад получателя могут обнаружиться расхождения между фактически полученной номенклатурой запасов, их качеством, количеством и данными, которые указаны в первичных документах, предоставленных поставщиком.

Напомним, что в первоначальную стоимость запасов не включаются сверхнормативные потери и недостачи запасов, возникшие при их транспортировке. Эти потери относятся к расходам того периода, в котором они были выявлены или отнесены на виновных лиц.

Какими документами установлены правила приемки запасов?

Сроки и правила приемки запасов:

  • по количеству – приведены в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 г. № П-6 (далее – Инструкция № П-6);
  • по качеству – в Инструкции о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 г. № П-7.

Но в договоре поставки запасов стороны могут указать другие сроки и правила приемки.

Как поступить, если при приемке запасов получатель обнаружил несоответствие их качества или недостачу?

В таком случае получатель обязан приостановить дальнейшую приемку запасов, сообщить о «сюрпризе» поставщику, вызвать его представителя и до приезда представителя поставщика обеспечить сохранность поставленных запасов, а также принять меры, чтобы эти запасы не смешались с другими однородными запасами.

Читайте так же:
Сухая цементная смесь для пола до 100 мм

Вызвать представителя поставщика нужно с помощью телеграммы или телефонограммы (п. 17 Инструкции № П-6) либо иным способом, который предусмотрен в договоре поставки.

Каким документом оформляется недостача?

По факту недостачи в присутствии представителя поставщика составляется акт типовой формы № М-7, утвержденный приказом Минстата от 21.06.96 г. № 193 (далее – Приказ № 193). Акт составляется в двух экземплярах за подписями лиц, производивших приемку запасов.

В какой срок обязан прибыть представитель поставщика?

Если у поставщика есть представитель в том же населенном пункте, то он должен прибыть не позднее чем на следующий день после получения вызова (если в нем не указан иной срок явки), а для скоропортящихся запасов – в течение че-тырех часов после получения вызова.

Для иногородних поставщиков представитель обязан явиться не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда (если другой срок не предусмотрен в договоре). Неполучение ответа на вызов в срок, указанный в уведомлении, дает право получателю осуществить приемку до исте-чения установленного срока для явки иногород-него представителя.

Если представитель поставщика не прибыл, тогда приемку запасов можно осуществить с участием представителя другого предприятия либо с учас­тием представителя предприятия-получа­те­ля, назначенного из числа лиц, утвержденных решением местного комитета профсоюза (при его наличии на предприятии). Либо запасы в одностороннем порядке может принять предприятие-получатель, если поставщик дал согласие на одностороннюю приемку запасов (п. 20 Инструкции № П-6).

Бухгалтерский учет недостачи

Недостачи могут быть выявлены:

  • в пределах норм естественной убыли. В этом случае получатель оприходует фактически полученное количество запасов на всю сумму, указанную в сопроводительных документах, то есть увеличивает учетную стоимость единицы запасов. Заметим, что недостача может возникнуть из-за относительной погрешности измерений в случае взвешивания (тарирования) запасов поставщиком и получателем на разных типах весов. Тогда для установления факта недостачи следует руководствоваться допускаемой погрешностью весов с более высоким наибольшим пределом точности взвешивания;
  • сверх норм естественной убыли. Если поставщик или перевозчик признает недостачу, то сумма недостачи отражается по Дт 374 «Расчеты по возмещению причиненных убытков», а если не признает – тогда по Дт 947 «Недоста-чи и потери от порчи ценностей» с одновременным отражением на забалансовом сче-те 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

Важный момент! Для некоторых видов запасов нормы естественной убыли не утверждены, по-этому любые потери от их недостачи следует считать сверхнормативными.

Приведем частичный перечень нормативных документов (действующих на сегодня), в кото-рых установлены нормы естественной убыли:

Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле, утвержденные приказом Минторга СССР от 02.04.87 г. № 88;

Нормы потерь (боя) электроарматурного и лампового стекла, электроустановочных изделий, электроламп при транспортировке, хранении и реализации, утвержденные приказом Минторга СССР от 02.12.88 г. № 196;

Нормы потерь (боя) товаров бытовой химии в мелкой расфасовке при транспортировке, хранении и реализации, утвержденные приказом Минторга СССР от 24.09.91 г. № 68;

Читайте так же:
Что долговечнее пенобетон или кирпич

Нормы потерь (боя) елочных стеклянных украшений при транспортировке, хранении и реализации, утвержденные Приказом Минторга СССР от 27.12.85 г. № 307;

Нормы естественной убыли отдельных видов продукции производственно-технического назначения при перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 19.10.89 г. № 64;

Нормы потерь (боя) фарфоро-фаянсовых майоликовых и гончарных товаров, посуды стеклянной сортовой, хозяйственной, кухонной из жаростойкого стекла и колб для термосов при транспортировке, хранении и реализации, утвержденные приказом Минторга СССР от 04.01.88 г. № 2;

Нормы потерь (боя) изделий из пластмасс (хозяйственных, галантерейных и культтоваров) при транспортировке, хранении и реализации, утвержденные приказом Минторга СССР от 27.11.91 г. № 94;

Нормы естественной убыли строительных ма-териалов при перевозках автомобильным транспортом, утвержденные постановление Госснаба СССР от 08.06.87 г. № 78 (далее – Постановление № 78).

Пример

26.05.15 г. ООО «Дом» (г. Запорожье) по договору поставки от 01.03.15 г. № 05/2015 получило от ПАО «Стройсервис» (г. Киев) цемент марки ПЦ 400 в количестве 150 мешков по 50 кг каждый по цене 51 грн. за мешок (в т. ч. НДС – 8,50 грн.). Доставка цемента осуществлялась поставщиком. При получении товара на сладе покупателя в г. Запорожье было выявлено, что 2 мешка намокли и один из них надорван.

Для учета недостачи товара во время его транспортировки заполним типовую форму № М-7 (см. фрагмент 1). Согласно Постановлению № 78, норма естественной убыли цемента при перевозках автомобильным транспортом для данной поставки составляет 30 кг ( 7 500 кг х 0,4 %).

Нормы естественной убыли

Естественная убыль списывается после тог, как по результатам проведенной инвентаризации буду выявлены недостачи товарно-материальных ценностей в приделах законодательно установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативные потери.

Для определения величины естественной убыли, необходимо использовать следующую формулу:

ГдеЕ — величина естественной убыли;

Т — количество перевозимых (переданных на склад) товаров за межинвентаризационный период;

Н — установленная норма естественной убыли.

Потери по нормам естественной убыли исчисляются в установленном порядке, в процентах на каждый товар в отдельности.

Пример 28 ООО «Премьера» занимается производством бетона и цементного раствора. Для производственных целей в октябре 2011 года было закуплено 60 тонн цемента на сумму 216 000,00 рублей (стоимость 1 тонны цемента навалом составляет 3 600, руб.). При перевозке речным транспортом по итогам инвентаризации была выявлена недостача цемента на сумму 16 200,00 рублей (4,5 тонн). Имеется документальное подтверждение того, что виновные лица не обнаружены.

Решение:

1) Норма естественной убыли при перевозке цемента речным транспортом навалом составит:

60 000 кг * 1,1 / 100 = 660 кг (0,66 т)

2) Для целей налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль в составе материальных расходов организация сможет учесть потери в виде естественной убыли стоимостью 2376,00 руб. (0,66 тонн х 3 600,00 руб.).

Сверхнормативные потери, согласно подп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, а именно расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены учитываются в составе внереализационных расходов.

Читайте так же:
Что означает цемент во сне

Наличие документального подтверждения отсутствия виновных лиц у ООО «Премьера» имеется.

3) В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны следующие проводки:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кредит 10 «Материалы» — 16200,00 — отражена недостача, выявленная в результате инвентаризации, цемента, перевозимого речным транспортом;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» — Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — 2 376,00 — отражена недостача материалов, в приделах норм естественной убыли;

4) Выявленная при инвентаризации недостача, превышающая законодательно установленные нормы естественной убыли составит:

16 200,00 руб. — 2 376,00 руб. = 13 824,00 руб.

5) Так как оставшаяся недостача, в соответствии с НК РФ отнесена к внереализационным расходам, и виновные лица установлены не были, в бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующую проводку:

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» — Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — 13 824,00 руб. — отражена выявленная при инвентаризации недостача, превышающая законодательно установленные нормы естественной убыли.

В том случае, если, виновные лица были установлены, в бухгалтерском учете должна быть сделана следующая запись:

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» — Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — 13 824,00 руб. — выявленная в результате инвентаризации недостача товарно-материальных ценностей отнесена на установленное виновное лицо.

6) Так как, в соответствии с действующим законодательством, сверхнормативные потери не приводят к уменьшению налогооблагаемой базы, то, возникает постоянное налоговое обязательство:

13824,00 * 20% = 2 764,80 руб.

а в бухгалтерском учете делается следующая запись:

Дебет 99 «Прибыли и убытки» — Кредит 68 «Налоги и сборы» — 2 764,80 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство.

Пример 29 При проведении инвентаризации товаров ООО «Премьера» была выявлена недостача железобетонных изделий в приделах законодательно установленных норм естественной убыли. Стоимость по которой они могли были бы быть реализованы составляет 12 250,00 рублей. Сумма торговой наценки по недостающим товарам при этом составляет 4 820,00.

Решение:

1) Сумма недостачи по продажным ценам:

12 250,00 — 4 820,00 = 7 430,00 руб.

2) В бухгалтерском учете выявленная недостача железобетонных изделий будет отражена следующими проводками:

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кредит 41 «Товары» — на сумму 7 430,00 руб. — отражена сумма недостачи по продажным ценам;

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — Кредит 42 «Торговая наценка» — 4 820,00 рублей — сторнирована приходящаяся на недостающие железобетонные изделия сумма торговой наценки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector