Splavmetal.ru

Сплав Металл
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Древнейшее и античное наследие Средней Азии

Древнейшее и античное наследие Средней Азии

Петроглифы Тамгалы (Казахстан) были обнаружены в каменистом ущелье на юго-востоке невысоких Чу-Илийских гор, в 170 км к северо-западу от Алма-Аты. Культурный ландшафт Тамгалы известен не только петроглифами, но и древними поселениями, могильниками, древними каменоломнями и культовыми сооружениями. Все они возводились, начиная с XIV-XIII вв. до н.э., и вплоть до начала ХХ в. Художники наскальных росписей мастерски использовали феномен «пустынного загара»: рисунки были выбиты твердыми камнями (скорее всего, кварцем), а позже и металлическими орудиями на порфиритах – прочной горной породе, образующей ровные плоскости при выветривании. После нанесения рисунков на них возникала коричневая корка от окислов железа и марганца. Всего в этом районе находится около пяти тысяч петроглифов. Среди них можно увидеть изображения божественных солнцеголовых существ, «пляшущих человечков», всадников на лошадях, запряженных быками колесниц, сцен охоты, жертвоприношений и др.

Петроглифы Тамгалы

Близость архитектуры различных народов Средней Азии обусловлена единством природно-климатических условий, исторической и этнической общностью. Основными строительными материалами здесь были глина и сырцовый кирпич. Жилой дом Средней Азии имеет все характерные черты южного жилища: замкнутость усадьбы, минимальное количество проемов, выходящих на улицу; помещения группируются вокруг небольшого двора. В «мужской» половине дома хозяин принимает гостей, ведет дела, работает в мастерской. В «женской» половине сосредоточены спальные и хозяйственные помещения. Особенность домов – айваны перед жилыми помещениями, дающие глубокую тень, и толстые стены, сложенные из сырцового кирпича.

Завоевания Александра Македонского внесли в Среднюю Азию элементы эллинистической культуры. К середине III в. до н.э. на этой территории образовались два государства – Парфянское и Греко-Бактрийское. От греко-бактрийского периода сохранились лишь фрагменты сооружений с признаками античной средиземноморской культуры. Заметно лучше сохранилось наследие Парфянского царства, т.к. его древняя столица Ниса находилась недалеко от Ашхабада, возле селения Багир (Туркменистан). При раскопках Нисы были обнаружены стены, башни, дворцовые и культовые сооружения.

Парфянские крепости Нисы (Туркменистан) были построены в III в. до н.э., когда территория современного Туркменистана входила в состав Парфянского царства. В его столице, городе Ниса, была выстроена крепость, являвшаяся царской резиденцией. В Старой Нисе располагались дворцовые и храмовые постройки, сокровищница, склады и винохранилище. Ее крепостные стены толщиной 8-9 м были укреплены 43 прямоугольными башнями. В начале III в. Парфянское царство прекратило свое существование, и вместе с ним погибла Старая Ниса. Теперь на ее месте образовался курган, имеющий форму неправильного пятиугольника. Рядом находится другой курган – остатки Новой Нисы. Крепости Парфянского царства в Нисе служили своеобразным барьером, ограничивавшим римскую экспансию на восток.

В I-IV вв. в южной части Средней Азии существовало Кушанское царство с центром в районе современного Афганистана. Расцвет кушанской культуры причудливым образом соединил эллинизм, в частности, античные ордерные системы, с буддийской традицией. Вместе с тем, в кушанский период в Среднюю Азию устремился мощный поток другой культуры – индийской, т.к. в I-III вв. в состав Кушанского царства входила также Северная Индия.

Строительные приемы нового времени

Новые строительные приемы, положенные в основу строительного искусства последующих веков, были сформированы в Южном Казахстане к Х­ХІІ вв. Советскими учеными неоднократно подчеркивалось, что X­XII века были «эпохой чрезвычайного развития строительного искусства в Средней Азии и Южном Казахстане». 4 В архитектуре этого времени, в конструкции и декоративном оформлении дворцов, соборных мечетей, кумбезов, сардоб, медресе, караван­сараев, феодальных крепостных сооружений получают воплощение новые идеи. Наряду с разработкой портала большое развитие получает конструктивная часть зданий, состоявшая из пояса тромпов, многогранных барабанов и куполов. С большим искусством разрабатываются своды, стрельчатые арки, ниши и сталактиты, имевшие одновременно декоративное и конструктивное значение. Архитектонику строений средних веков составляют своды «на парусах». С Х­ХИ веков в Южном и Центральном Казахстане основным строительным материалом при сооружении мавзолеев становится жженый кирпич (күйдірілген кірпіш). Наибольшее распространение в это время получает кирпич квадратной формы. В мемориальных архитектурных памятниках появляются элементы декоративного оформления способом фигурной кладки кирпича в виде квадратов, треугольников, ромбов, елочного орнамента, используются кирпичи с фигурной резьбой, а также резная терракота. Декорирование зданий кирпичем требовало исключительной тщательности выполнения кладки. Для этого времени характерно появление двухярусных сооружений с галереями. Полусферические купола, поверхность которых облицовывалась рядами плиток на ганчевом растворе, опирались на многогранные или иной формы барабаны. Эта конструкция была завершающей частью в гармонии форм. Элементом архитектурного декора была стенная роспись ­ фрески с изображением различных бытовых, охотничьих, боевых сцен, эпизодов из жизни погребенного. Древнейшая роспись сохранилась на надгробной плите в мавзолее на р. Кенгир, где красками изображен воин с доспехами и конем. Присутствие тамги «багана» свидетельствует о том, что воин был из рода баганалы. Росписи на стенах мавзолеев отмечены в долинах pp. Сырдарья, Талас, Чу, Эмба. Стенные росписи отмечены в мавзолеях Байтымбета, Жантая в Меркенском районе Жамбылской области. Они воспроизводят внутреннюю обстановку юрты и бытовые картины из жизни казахов. 10 Для развития строительного дела и архитектуры ключевой проблемой является строительный материал. В трудах русских ученых XIX века Н.Богаевского 5 , 6 М.Я.Киттары 7 , советского ученого А.Н. Глухова 8 впервые в истории архитектуры Казахстана были освещены вопросы строительных материалов. С древнейших времен строительными материалами в Казахстане и Средней Азии были камень, глина, сырцовый и саманный кирпич, дерево, дерн (шым), камыш, солома, гипс. В раннее средневековье основным строительным материалом при возведении монументальных памятников был камень. Усыпальницы этого времени сооружались из известняка, красного и зеленого песчаника и др. В Мангыстау, горах Куу, Дегеленг в этих случаях широко использовался известняк, на р. Атасу встречаются белые сооружения из кварца (ақ тас). Неотъемлемой частью кипчакских погребальных сооружений были скульптуры из гранита, сиенита, диорита, габбро. В это время наряду с каменными сооружениями появляются глинобитные постройки, постройки из пахсы и крупных сырцовых кирпичей, осваиваются новые виды строительных материалов ­ ганч, алебастр. Здания из сырцового кирпича при прочном фундаменте весьма устойчивы, о чем свидетельствуют сохранившиеся стены некоторых крепостей, мавзолеев, стоящие столетиями. «Дома из сырцового кирпича удобны, теплы, прочны и дешевы», ­ отмечает Пудовиков Н. ­ и далее пишет о том, что «лучшими строителями жилых домов из сырцового кирпича были казахские мастера». 9 Древние скотоводы, имея обилие молока, использовали его как средство для улучшения качества сырцового кирпича и керамических изделий, отчего они приобретали особую прочность. Наряду с древней пахсой и сырцовым кирпичом широкое распространение получает жженый кирпич. При сооружении фундамента зданий используется традиционный строительный материал камень, а в качестве связок дерево ­ жиде и тальник. Древние строители превосходно разбирались в пластических свойствах глины. При возведении жилых строений, стен зимовок­кыстау сырую глину накладывали слоями. Такие сооружения назывались глинобитными. Великолепным строительным материалом при возведении глинобитных стен был лесс под названием «пахса». Сооруженные из нее гробницы не разрушались на протяжении столетий. Особенно много таких кумбезов из глины в Прибалхашье и Восточной Бетпакдале. Сооружения из глины широко распространены по всей Центральной Азии. Глиняный раствор ­лай, қақ, май использовался в качестве скрепляющего материала при кладке стен из сырцового кирпича. Нередко кладку стен производили на растворе глины с гипсом, который назывался «ганчхак». Глина использовалась также в качестве материала для изготовления штукатурки. С этой целью в раствор глины добавляли солому (саман) до образования тестообразной массы, которую отстаивали около суток. Нередко при этом глиняную пыль и измельченный саман просеивали. Этот раствор использовался в качестве первого слоя штукатурки, за ним шел слой ганчхака, по ганчхаку ­ слой чистого гипса, который опрыскивался водой и выравнивалася железными терками. С конца раннего средневековья стены мавзолеев (кешен, күмбез) и других сооружений стали возводить из сырцового кирпича и облицовывать жженным кирпичем. Нередко они возводились целиком из жженого кирпича. В строительном деле получает большое распространение рельефная кирпичная кладка фасадов общественных и мемориальных сооружений в виде квадратов, треугольников, ромбов, елочки. Порталы (пештаки) с колоннами, пилонами, стрельчатой аркой декорировались различными орнаментами, например, «шым­чий» и обрамлялись орнаментированной линией поясков. В архитектурных памятниках средневековья для укрепления свода, арок и стен, а также для выполнения лепных украшений и терракот строители использовали гипс и алебастр (бор), последний высоко ценился из­за своего белоснежного цвета. Наряду с гипсом алебастр применяли для штукатурки внутренних стен мавзолеев. Для изготовления сырцового кирпича глину в деревянном корыте «астау» или в земляной яме смешивали с водой или с известково­песчаным раствором до определенной консистенции. Для этого использовали волов и лошадей. Из этой смеси формовали сырцовый кирпич. Для прочности кирпичей в раствор добавляли также солому (саман, сабан), шерсть и молоко, благодаря которым кирпич получался очень прочным. Сырцоный кирпич подвергали обжигу и получали жженый кирпич, Из жженого кирпича были построены здания древних городов Туймекента, Жанкента, Сузака, великолепные мавзолеи Жубанапа, Жошы­хана, Келинтам и др. В некоторых местах недалеко от мавзолеев сохранились следы печей, в которых кирпич подвергался обжигу. В Семиречье, на Иртыше и Алтае, в Северном Казахстане универсальным строительным материалом была древесина. Из сосны, пихты, березы строили жилища, древесину использовали при возведении мавзолеев. На Сырдарье, в долинах pp. Талас и Чу жилища перекрывались балками из тополя, жиде, карагача, плоская крыша покрывалась камышом, затем травой, а сверху толстым слоем навоза, смешанного с землей. Потолок в этих домах обмазывался глиняным раствором. Из древесного материала наибольшей прочностью отличается тополь. Новая архитектура отвечала вкусам и идеологическим потребностям феодалов. Среди многочисленных памятников этого времени преобладают культовые и оборонительные сооружения, крепости, мавзолеи, соборные и другие мечети, а также караван­сараи, сардобы, бани и пр. Из памятников X­XII вв. сохранились немногие, их основная масса с течением времени разрушилась.

Читайте так же:
Чем отмыть кирпич от белого налета народные

Керамика Средней Азии. Часть первая. Хива

Керамика Средней Азии привлекает многообразием форм и затейливых узоров, чистотой ярких цветов и виртуозным исполнением. Интерес к произведениям керамистов этого региона проявляют коллекционеры, дизайнеры и мастера изобразительных искусств по всему миру.

Гончарное дело издревле развивалось на территории Туркестана. Во время путешествия по территории современного Узбекистана (часть Западного Туркестана) в 2018 и 2019 гг. мы воочию убедились в том, что здесь сегодня, как и в незапамятные времена, из глины строят частные дома и общественные здания, используя обожжённый кирпич и сырец, сооружают печи-тандыры, в которых готовят пищу, оформляют фасады и интерьеры полихромными изразцами, украшают праздничные столы и стены комнат расписной керамической посудой. Среди городов Узбекистана, через которые в древности проходил Великий шелковый путь, Хива, Бухара и Самарканд сохранили традиции изготовления самобытной керамики.

hiva_03.jpg

Сырцовые стены Ичан-Кала.

Хорезм претендует на статус старейшего центра керамического производства в Средней Азии. В Хиве, его древней столице, сохранилась традиционная школа гончаров, создающих расписную посуду и полихромные изразцы. Сами мастера-керамисты с гордостью отмечают, что из-за своей относительной географической изолированности хорезмской школе посчастливилось избежать влияний соседей и удалось сохранить самобытность декора.

Традиции производства местной керамики, пожалуй, можно назвать самыми консервативными в современном Узбекистане. Здесь остаются верны устоявшимся композициям, символам и формам. Среди древнейших вариантов росписи открытых сосудов – дуговые арки, образующие сложный четырехугольник, розетки из лепестков лилий, четырехлистники с вытянутыми лепестками. В отличие от произведений, созданных в Бухаре или Самарканде, в Хиве изразцы и сосуды покрывают узорами, где основным мотивом является виноградная лоза, что напоминает о связи с традициями искусства Древнего мира. Также встречаются орнаменты из переплетающихся стрельчатых арок и вписанных в бутоны стилизованных кинжалов.

Читайте так же:
Флористическая губка oasis идеал кирпич

Сырцовый дом. Фото:© Мария Назарова. 2019

Сырцовый дом.

Благодаря знойному климату в Хиве появились уникальные приемы декора сосудов для жидкости и пищи. Кувшины для воды (хум и хумча с двумя ручками), афтоба (с одной ручкой и носиком), хурма (без ручек, для воды или молока) полностью покрывают глазурью внутри, тогда как снаружи нижняя треть изделия остается неглазурованной. Это делают для того, чтобы при погружении в воду неглазурованная пористая керамика впитывала воду и охлаждала содержимое. Такие кувшины бывают монохромными – голубыми, сине-зелеными, также их украшают белыми и кобальтовыми геометрическими и растительными орнаментами.

Минарет Ходжа Имам. Фото: © Мария Назарова. 2019

Минарет Ходжа-Имам.

Блюда-чаши для хорезмского плова и рыбы (бадии) отличаются от традиционных узбекских блюд для плова, ляганов, большей глубиной, ножкой и высоким ровным бортиком. Считается, что такая форма появилась из-за того, что кочевники, населявшие жаркий Хорезм, закрывали этими сосудами, как крышками, казаны, в которых ещё оставалась пища. Сами бадии можно также накрыть широкими чашами-каса. Борта этих сосудов украшают орнаментами в виде стилизованных крыльев чудесных птиц, рогов баранов, змей или злаков.

Худжры в Ичан Кала. Фото: © Мария Назарова. 2019

Худжры в Ичан-Кала.

Приглушенные зеленые, синие и голубые краски – узнаваемая черта хивинской керамики. Современные хивинцы считают эти цвета символами счастья, умиротворения и достатка, напоминающими о небесном рае, его водах и садах. Мастера используют в своей палитре также белый, темно-желтый, темно-красный и коричневый. Строгие тончайшие узоры на зелёно-синем или кобальтовом фоне выполняют марганцем. Детали пишут толстыми выпуклыми слоями белой или желтой краски. Объемность всех элементов росписей подчеркивает толстый слой глазури, покрывающей изделие. В каждой мастерской секреты мастерства передаются от поколения к поколению.

Тандыр. Хива. Фото: © Мария Назарова. 2019

Тандыр. Хива.

Самую лучшую керамику в Хиве делают из глины, добываемой на берегах озера Гауккуль (Говук-куль), которое считается священным. Согласно преданию, озеро образовалось на том месте, где брали глину для строительства Ичан-Калы, внутреннего города Хивы. Среди его памятников оригинальным керамическим декором фасадов выделяются айван (подобие открытой террасы) Медресе Мухаммада Амин-хана (1851-1854 гг.). Он украшен синей с белыми орнаментами глазурованной плиткой, как и примыкающие к нему двухэтажные стрельчатые аркады худжры (жилые помещения при духовной академии). В этот ансамбль входит также мощный приземистый минарет Кальта-Минар (узб. – короткий минарет, 1853-1855 гг.). Он считается незавершенным – возведение остановилось после гибели инициатора строительства Мухаммад Амин-хана. По всей поверхности этот минарет украшен лентами орнаментов из цветной плитки: бледно-голубого и светло-зелёного цвета с белыми элементами.

Читайте так же:
Туннельная печь для обжига кирпича характеристики

Минарет Ходжа Имам. Фото: © Мария Назарова. 2019

Минарет Ходжа-Имам.

В архитектуре Хивы полихромные изразцы также активно использовали и в декоре интерьеров. Наиболее пышным убранством залов отличается мавзолей хорезмского поэта и философа Пахлаван Махмуда. Скромное погребение XIII в. с XVII по XIX вв. не раз перестраивалось и богато украшалось, так как здесь располагались могилы представителей семьи ханов Хивы. Декор, который мы видим сегодня, появился сравнительно поздно – в конце XIX в. Тогда помещения мавзолея от пола до потолков были облицованы строгой сине-бело-зелёной мозаикой глазурованных изразцов с национальными хивинскими узорами. На стенах усыпальницы и надгробиях затейливо переплетаются застывшие в полихромной керамике остролистые побеги, розетки райских цветов и каллиграфическая вязь. Композиции этих орнаментов напоминают ковры, развешенные по стенам. Считается, что традиции хорезмских кочевников сказались не только на форме и функциональности хивинских расписных сосудов: устоявшиеся схемы декора из текстиля перешли и в архитектурную керамику. Полосы-хошия образуют своеобразные рамки, внутри которых складывается «ковровый» узор из цветов, стеблей и бутонов. Волнообразные линии, изгибающиеся и ритмично пересекающиеся друг с другом, образуют еще один популярный хивинский орнамент, называемый пармагерих. Кроме интерьеров мавзолея Пахлаван Махмуда изразцы с этим орнаментом украшают дворы и покои дворцового комплекса хивинских ханов Таш-Хаули, стены мечетей, минаретов и медресе в Ичан-Кале.

Минарет Кальта Минар. Фото: © Мария Назарова. 2019

Минарет Кальта-Минар.

Сегодня в Хиве продолжает существовать несколько семейных гончарных мастерских, где трепетно берегут традиции старины, ревностно хранят индивидуальные секреты изготовления красок и глазурей, передавая их только внутри рода. Однако гостеприимные мастера с радостью рассказывают путешественникам о значении древних символов на глазурованных плитках, пиршественных чашах и повседневной посуде, с гордостью демонстрируют технико-технологические совершенства изделия: тонкий звонкий черепок, тончайшие затейливые узоры, блестящую и прочную глазурь. После появления в XX в. в Хиве крупного завода, производящего керамические, фаянсовые и фарфоровые изделия количество самобытных мастерских уменьшилось – многие гончары ушли трудиться на массовое производство. Этот завод функционирует и сегодня. Интересно, что здесь выпускаются глазурованные сосуды трех цветов – бело-голубые, насыщенно-зеленые и желтые. Городское предание гласит, что первыми, украшенными с особым вкусом и роскошью, в древности могли пользоваться только представители знати и богачи. Вторыми, с более сдержанным декором, – горожане среднего достатка, а третьими – с самым бесхитростным рисунком – не очень состоятельные простолюдины. В наши дни такую керамику можно встретить на местных шумных базарах Хивы или Ургенча и в сувенирных лавках в Ичан-Кале.

Читайте так же:
Пластиковый угол под кирпич

Панорама Хивы. Фото: © Мария Назарова. 2019

Панорама Хивы.

Покинув Хиву, мы направились через Аму-Дарью и красные пески Кызыл-Кума в Бухару, древний город, возникший в оазисе, и лежавший на караванных путях. Именно торговцам и путешественникам Бухара обязана своим богатством, позволившим привлечь сюда знаменитых мудрецов, виртуозных мастеров искусств и лучших ремесленников, среди которых одна из ведущих ролей принадлежала мастерам-керамистам. О традициях, формах и приемах в гончарном деле Бухары мы расскажем в следующем очерке.

Этноатлас: народы и народности, населяющие Красноярский край

Уйгуры (самоназв.: уйгур, илийцы, кашгарцы, таранчи) — народ в северном Китае (ок. 10 млн чел.). Живут также в Казахстане (243 тыс. чел, 1999), Киргизии (50), Узбекистане (20), Турции, Туркмении. Общая численность в мире — св. 10 млн чел. В Российской Федерации насчитывается 3 696 уйгур (2010), которые проживают дисперсно в различных регионах.

Говорят на уйгурском (или новоуйгурском) языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Имеется много говоров, объединенных в три диалекта: северо-западный (центральный), восточный (лобнорский) и южный. С конца I тыс. существовала письменность на основе согдийской графики. В современном Китае уйгурская письменность — на базе арабской графики, в пределах бывшего СССР — на основе кириллицы.

Верующие уйгуры — мусульмане-сунниты. В ряде мест сохраняются традиционные верования — культ духов, шаманство.

Кочевые племена предков уйгуров издавна жили в долинах рек Селенга и Орхон, где в сер. VIII в. они образовали свое государство. После его разгрома в 840 г. енисейскими кыргызами уйгуры переселились на запад — в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, создав там независимые государства. Уйгурское государство в Ганьсу было в XI в. уничтожено тангутами, восточнотуркестанское государство стало вассалом кара-китаев, а в XIV в. вошло в состав Моголистана.

Читайте так же:
Прайс лист михайловского кирпича

В XIV-XVII вв. среди уйгуров утверждается ислам. К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Длительное господство завоевателей, политико-административная разобщенность привели к тому, что этноним «уйгуры» почти перестал употребляться. Их стали называть по месту жительства — «кашгарлык» (кашгарцы), «хотанлык» (хотанцы) или по роду занятий — «таранчи» (земледелец). Однако уйгуры сохранили этническое самосознание и язык. В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое к 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. В 1955 г. в Китае был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район.

Основные занятия уйгуров — поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масличные, различные технические культуры, овощи), а также садоводство. В некоторых районах (в т.ч. в Средней Азии и Казахстане) уйгуры занимаются преимущественно скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия — рыболовство, охота, собирательство. Развиты ремесла: ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды.

Традиционное жилище уйгуров глинобитное или из сырцового кирпича, с плоской мазаной крышей. Перед входом в дом — крытая терраса (айван). Спят на обогреваемой лежанке (типа кана), ниши в стенах служат для хранения постелей и посуды, одежда хранится в сундуках.

Мужская одежда уйгуров — рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожаная обувь с чулками; женская — длинное платье среднеазиатского типа, безрукавка. Зимой все носят шубы. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом; тюбетейка богато вышита.

Традиционная пища уйгуров — лепешки, лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой. Из мясной пищи славится кэвап — бараний шашлык. Повсеместно распространен чай, в восточных оазисах — с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушеные фрукты.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор. Уникальна уйгурская школа миниатюрной живописи, давшая толчок этому искусству в странах Востока. Разнообразен песенно-танцевальный фольклор. Ключевое произведение древней уйгурской музыки — 12 мукамов (единый цикл протяжных музыкально-поэтических произведений), которые были определены ЮНЕСКО как часть нематериального наследия человечества.

Сохраняется свадебная и другая обрядность уйгуров. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Она проходит одновременно в двух домах, причем в дом невесты все необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра.

Уйгуры в Красноярском крае

Уйгурское население в Красноярском крае традиционно немногочисленно. В 1930-е гг. их количество не превышало 30 чел., в послевоенный период наблюдается незначительный рост, однако рубеж в 100 чел. был достигнут только в конце 1980-х гг.

По переписи населения 2010 г. в Красноярском крае насчитывается 115 уйгуров, 82 % из них проживает в городах, главным образом в Красноярске (43,4 %). Характерно почти двукратное численное преобладание мужской части, а также снижение уровня владения родным языком до 21 % (2002 г.- 70 %).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector