Splavmetal.ru

Сплав Металл
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Песок мелкий стабилизированный цементом

Песок мелкий стабилизированный цементом

ТЕХНОЛОГИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ КОНСТРУКТИВНЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД, ПОКРЫТИЙ, ПАРКОВЫХ ДОРОЖЕК И ТРОТУАРОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ХИМИЧЕСКИХ РЕАГЕНТОВ. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (извлечение из ТР 136-03)

Аннотация:

Дата введения 2003-01-01

РАЗРАБОТАНЫ Лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя.

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 15 декабря 2001 г.

Рекомендации распространяются на устройство конструктивных слоев из укрепленных минеральными, органическими, органо-минеральными и полимерными стабилизаторами местных грунтов при строительстве и реконструкции городских дорог, в том числе внутриквартальных при одно- и двухстадийном их возведении, парковых дорожек, тротуаров, площадок различного назначения, а также при благоустройстве жилых комплексов, объектов соцкультбыта с использованием различных машин и механизмов для приготовления, укладки, профилирования и уплотнения смеси.

В технических рекомендациях изложены требования к грунтам (гранулометрический, минералогический составы, содержание глинистых частиц, карбонатов гипса, легкорастворимых солей, гумусовых веществ, строение грунта, структура и текстура), материалам — стабилизаторам (цемент, битумная эмульсия, цемент+битумная эмульсия, полимерная добавка топ-сил, пластифицирующие добавки и т. д.), требования к стабилизированным грунтовым смесям (предел прочности на сжатие, водопоглощение, рекомендуемая область применения), технология строительства дорожных конструкций (приготовление смеси грунтов с химическими реагентами, последовательность, способы и темпы производства работ, профилирование, уплотнение стабилизированных грунтов, уход за свежеуложенным грунтом, укладка асфальтобетонного покрытия), контроль качества строительства (качество исходных материалов, дозировка стабилизаторов, фактическая влажность грунтов, плотность смеси, прочность, водонасыщение, морозостойкость стабилизированного материала), требования техники безопасности, охрана окружающей среды.

На рисунках даны схемы конструкций магистральных районных и жилых улиц, устраиваемых при двухстадийном строительстве, а также дорог и улиц, устраиваемых в одну стадию, улиц и дорог местного значения, в т.ч. для благоустройства элитных жилых комплексов, благоустройства объектов соцкультбыта, находящихся в сложных грунтово-гидрогеологических условиях, а также при продольных уклонах 40 и более промиль и в местах разрытий, конструкций тротуаров и площадок с покрытием из сборных элементов, магистральных улиц и дорог районного значения с цементобетонным покрытием и основанием из стабилизированных смесей, садово-парковых дорожек.

В таблицах и приложениях представлены: классификация грунтов по степени пригодности их для стабилизации минеральными, органо-минеральными и полимерными стабилизаторами; рекомендуемые реагенты для укрепления грунтов топ-силом; ориентировочный расход стабилизаторов; оптимальные влажность и плотность укрепленных грунтов; физико-механические показатели стабилизированных грунтов и рекомендуемые области их применения; примерные составы машин в механизированных отрядах; треугольник Фере, используемый для определения оптимального гранулометрического состава грунта, применяемого для стабилизированных смесей; технические характеристики автогрейдеров, бульдозеров, самоходных вибрационных катков, пневмоколесных катков, вибрационных с кулачковыми вальцами катков, автогудронаторов, профилировщика-грунтосмесителя на пневмоколесном ходу.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на устройство конструктивных слоев из укрепленных местных грунтов при строительстве и реконструкции городских дорог, в том числе внутриквартальных при одно- и двухстадийном их возведении, парковых дорожек, тротуаров, площадок различного назначения, а также при благоустройстве жилых комплексов, объектов соцкультбыта.

1.2. Технические рекомендации содержат требования, предъявляемые к технологии строительства городских дорожных конструкций из местных грунтов, укрепленных минеральными, органическими, органо-минеральными и полимерными стабилизаторами, с использованием различных машин и механизмов для приготовления, укладки, профилирования и уплотнения смеси.

1.3. В качестве минеральной добавки используются цементы, органической — битумная эмульсия, комплексной органо-минеральной — битумная эмульсия и цемент. Полимерная добавка представлена реагентом топ-сил, который может быть использован самостоятельно и в комплексе с цементом или битумной эмульсией.

1.4. Настоящие рекомендации предусматривают применение местных грунтов, стабилизированных минеральными, органическими и органо-минеральными реагентами, для устройства основания, подстилающих и технологических слоев дорог, площадок, тротуаров и покрытий парковых дорожек. Для покрытий парковых дорожек используются также полимерные материалы или комплексные на их основе.

1.5. Комплекс технологических операций по укреплению местных грунтов должен обеспечивать необратимую устойчивую связность, прочность и погодоустойчивость (морозостойкость и водостойкость) стабилизированных конструкций.

2. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

2.1. Для стабилизации минеральными, органическими, органо-минеральными и полимерными материалами могут быть использованы местные различные грунты, степень пригодности которых определяется их свойствами (табл.1.).

Классификация грунтов по степени пригодности их для стабилизации минеральными, органо-минеральными и полимерными стабилизаторами

Затирка швов тротуарной плитки: как не наломать дров и сохранить мощение надолго

Затирка швов тротуарной плитки: как не наломать дров и сохранить мощение надолго

Затирка швов тротуарной плитки – это заключительный этап в мощении территории.

Большие работы уже выполнены: основание подготовлено, бордюры установлены, тротуарная плитка уложена, осталось затереть швы и при этом не наломать дров.

Грамотная затирка швов не только придаст мощению законченный вид, но и обеспечит долговечность покрытия. Неправильное же выполнение этого простого и важного этапа может испортить самую красивую и дорогую тротуарную плитку.

1. Какие функции выполняют швы

Особенность покрытия из тротуарной плитки – наличие большого количества швов. От качества выполнения и состояния швов зависит работоспособность, долговечность и эстетика всего покрытия.

Швы между тротуарной плиткой выполняют следующие функции:

  • Обеспечивают проектное положение камней мощения в покрытии. Это особенно актуально для клинкерной или гранитной брусчатки. Ввиду того, что геометрия изделий может быть довольно разной, то с помощью швов нивелируются отклонения в размерах изделий.

2.jpeg

Укладка клинкерной немецкой плитки Stroeher со швом 8 мм

  • Предотвращают повреждение тротуарной плитки. Укладка плитки без швов не допускается, так как это приводит к повреждению плитки в результате силовых или температурных деформаций. У вибропрессованной плитки этому также способствуют бетонные образователи швов или «русты» на боковой поверхности изделий.

d26e53d34785de54ffa6f041873d69ad.jpg

Образователи швов на боковой поверхности тротуарной плитки

  • Распределяют горизонтальные усилия с нагруженных элементов на смежные. С помощью материала заполнения швов покрытие из тротуарной плитки связывается в единое целое. Например, при торможении автомобиля в работу на сдвиг включаются соседние плитки.

  • Обеспечивают водопроницаемость или непроницаемость покрытия. Это зависит от способа отведения воды: с поверхности или через дренажное основание. От того, как качественно отводится вода с тротуарной плитки, зависит ее долговечность. В противном случае, влага будет проникать в тротуарную плитку, зимой замерзать и разрушать ее.
Читайте так же:
Эта сухая смесь цемента была

Принципиальная схема работы водопроницаемой затирки и дренажного основания

  • Выполняют эстетическую функцию. С помощью цвета шва можно добиваться различных визуальных эффектов, подчеркнуть геометрию плитки. Правильно выполненные швы предотвращают рост сорняков. Существуют и «зеленые швы» со специально посаженным газоном.

Декоративные «зеленые» швы в тротуарной плитке

2. Какую затирку купить

Для того чтобы правильно выбрать затирку тротуарной плитки, необходимо ответить на три вопроса.

1. Из каких материалов выполнялось мощение?

  • Клинкер, гранит, природный камень. Для данных материалов можно использовать затирки на основе цементных или полимерных вяжущих. Также для заполнения швов применяют несвязные материалы: мытый речной или кварцевый песок.
  • Бетонная тротуарная плитка. Производители вибропрессованной тротуарной плитки рекомендуют использовать мытый или стабилизированный песок. Как вариант, использование кварцевого песка или мелкого гранитного отсева.

Просыпка швов бетонной тротуарной плитки кварцевым песком

Ввиду того, что поверхность бетонной тротуарной плитки пористая, использовать затирки или смеси на основе цемента категорически нельзя. Это очень распространенная ошибка. Легко запачкать цветную тротуарную плитку и невозможно отмыть затвердевший в порах цемент.

Загрязнение лицевой поверхности тротуарной плитки цементом

2. Как отводится вода с покрытия?

  • Через дренажное основание. В таком случае используют водопроницаемую затирку. Например, трехкомпонентный водопроницаемый раствор на основе синтетического связующего PFL немецкого бренда Quick Mix или отечественный аналог – двухкомпонентный раствор Rod Stone — Шов фильтр компании Perel.

b51acaeffdef2b113d7caf3bebe6e97d.jpeg

Применение водопроницаемого раствора для затирки клинкерной мозаики

  • С поверхности мощения. Тогда используют водонепроницаемую затирку. Например, раствор на основе трассовых и цементных вяжущих для заполнения швов PFN Quick Mix или водонепроницаемый, самоуплотняющийся раствор Rod Stone — Шов литой от Perel.

3. Какие планируются нагрузки на покрытие?

  • Пешеходные нагрузки. Прочность шва на сжатие менее 15 — 20 МПа.
  • Нагрузки от транспорта. Прочность шва на сжатие не менее 15 — 20 МПа.

3. Как просыпать швы бетонной тротуарной плитки натуральным песком

Натуральный песок — это песок мелкой фракции. При просыпке важно, чтобы он был чистым, сухим и не содержал солей, органических материалов и примесей глины. Не стоит отдавать предпочтение песку крупной фракции, такой не задержится в швах плитки надолго. Выбирайте песок с размером песчинок до 1,5 мм.

0cc2cbf2afc6012aa7e791763d82b87b.jpg

Применение мытого песка для просыпки швов тротуарной плитки

  • пропускают воду;
  • в них возможно прорастание травы;
  • возможно выветривание и вымывание из швов;
  • со временем потребуется повторная подсыпка швов.

В остальном, никаких проблем с просыпкой швов песком не будет. Этот способ экологичный, недорогой и не требует особых усилий.

Последовательность просыпки швов натуральным песком

  • После того, как тротуарная плитка уложена, и покрытие было уплотнено виброплитой, на его поверхность насыпается песок.
  • Песок разметается по всей поверхности мощения щеткой и загоняется во все швы равномерно и плотно, связывая покрытие в единое целое.
  • После покрытие повторно уплотняется виброплитой.
  • Затем наносится еще один слой песка.
  • Второй слой песка нужно оставить на какое-то время полежать на поверхности, затем еще раз промести площадку щеткой.

4. Как просыпать швы бетонной тротуарной плитки модифицированным песком

Модифицированный песок — имеет в составе полимерные добавки, улучшающие его свойства. Что важно, это не цементосодержащие добавки, а полимерные. Модифицированный песок при добавлении воды затвердевает в швах, а при просыпке швов не оставляет налета на плитке.

Цементное молочко

керамзит

Керамзит – это легкий пористый материал натурального происхождения в виде гранул различного диаметра. Материал с сечением до 5 мм называют керамзитовым песком, его используют для создания составов с теплоизоляционными свойствами. Гранулы размером от 5 мм до 40 мм – керамзитовый гравий – применяют как крупный заполнитель для приготовлении легких бетонов, а также в качестве насыпного утеплителя при формировании полового либо кровельного пирога.

Обычно по слою насыпного утеплителя, перед укладкой чистового пола, идет пласт выравнивающей стяжки, которую уложить на необработанный керамзит довольно проблематично. Дело в том, что этот материал обладает большой подвижностью и его не так-то просто уплотнить и выровнять. Чтобы зерна утеплителя связать между собой, не дать им всплывать из-под стяжки и упростить процесс используется цементное молочко.

Что это такое

Если в состав раствора для обустройства цементной стяжки входят три компонента: цемент, песок и вода, то для приготовления цементного молочка песок не нужен. Причем пропорции материалов в этом случае не регламентируется ГОСТом, СНиПами или другими нормативными документами. Однако опыт показывает, что для получения молочка нормальной консистенции, при одинаковом расходе вяжущего, воды нужно брать в три раза больше, чем при приготовлении раствора для стяжки.

Проверить густоту цементной заливки очень просто:

  • сначала делаем проливку небольшого участка керамзитовой подушки;
  • наблюдаем минут 15-20;
  • вариант 1 — молочко полностью просочилось сквозь подушку и на поверхности зерен керамзита не осталась пленка; значит молочко получилось слишком жидким и надо добавить цемента;
  • вариант 2 – практически вся смесь, или ее большая часть, задержалась на поверхности утеплителя; такой состав требует большего количества воды.

Таким образом подбирается наиболее оптимальное соотношение воды и цемента в каждой конкретной ситуации. А расход цементного молочка на 1 м 2 обрабатываемой площади принимается в таком количестве, чтобы толща керамзита была им хорошо пропитана, но не затоплена.

Приготовление цементного молочка

Технология приготовления раствора для проливки керамзитового основания крайне проста. Исходя из заданного объема работ, необходимо отмерить расчетное количество цемента. Чтобы сделать раствор в расчете на 1 м 3 , расход вяжущего М 300 составит 260-300 кг. Учтите, что воды понадобится в два-три раза больше, чем цемента. Далее:

  • цемент затворяем небольшим количеством воды и размешиваем до получения однородной сметанообразной массы;
  • при постоянном помешивании постепенно доливаем воду, делая раствор текучим;
  • некоторое количество цемента можно заменить гашеной известью, что заметно улучшит пластичность влагостойкость состава.
Читайте так же:
Цемент для подпорной стены

В качестве дополнительного компонента в цементное молочко добавляется грунтовка. Цемент перед началом использования рекомендуется пропустить через мелкое сито во избежание образования комочков.

Процесс стабилизации керамзитовой прослойки

Проливка керамзита цементным молочком призвана выполнить следующие задачи:

  • увеличивает структурную непроницаемость насыпного пласта, укрепляя его;
  • позволяет получить надежное заполнение свободных пазух между отдельными гранулами керамзита;
  • пролитый цементным молочком керамзит приобретает дополнительную прочность и плотность.

После застывания цемента керамзитовый пласт становится более устойчивым, по нему допустимо передвижение работников и легких механизмов без разрушения целостности верхнего слоя. Можно проще и увереннее выполнять работы по устройству стяжки, не опасаясь «всплывания» гранул утеплителя.

Приготавливать цементное молочко следует такими порциями, чтобы они расходовались без остатка, так как после длительного хранения состава цемент может осаживаться. При повторном перемешивании будет сложно добиться однородной консистенции.

Проливать керамзит необходимо постепенно, дожидаясь полной пропитки всей массы утеплителя. К последующим работам приступайте после полного высыхания цементного молочка, примерно через 24 часа. При работе с керамзитом следует принять во внимание, что этим материалом практически невозможно создать уклон из-за его сыпучести. В этом случае используется не сухой керамзит, а смесь, состоящая из керамзитового гравия, песка, цемента, воды и необходимых добавок. Другими словами, такая подготовка делается из легкой теплоизоляционной бетонной смеси.

Цементное молочко используется не только для пропитки керамзита, но также при железнении бетонных поверхностей, для затирки трещин, с целью укрепления подсыпки под брусчатку, в качестве технологического материала в процессе эксплуатации бетононасоса и в других случаях.

ВСН 1-94 «Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог»

Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог (взамен ВСН 50-79) разработана кандидатами технических наук В. М. Гольдиным, Л. В. Городецким, Р. И. Бега (НИИМосстрой) с участием Мосстройлицензии (Ю. И. Столяров и к. т. н. В. Д. Фельдман).

Инструкция обобщает накопленный за период с 1979 по 1994 гг. опыт службы дорожных одежд на эксплуатируемых улицах и дорогах.

Инструкция составлена с учетом новых ГОСТ на плиты железобетонные для покрытий городских дорог, тротуарных плит и на камни бортовые бетонные и железобетонные, разработанных НИИМоссстроем, Мосинжпроектом и Академией коммунального хозяйства.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект, трестом Гордорстрой, Техническим управлением муниципального предприятия Мосинжстрой.

Ведомственные строительные нормы

Взамен «Инструкции по строительству покрытий городских дорог»
ВСН 50-79

Инструкция по строительству полносборных покрытий городских дорог

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящая инструкция распространяется на строительство в летний и зимний периоды в Москве сборных покрытий временных и постоянных дорог и проездов, площадей, тротуаров, садово-парковых, пешеходных дорожек и хозяйственных площадок. При строительстве полносборных покрытий применяют следующие конструктивные элементы, выпускаемые промышленностью:

— плиты для покрытий дорог;

— плиты для покрытий тротуаров;

— камни бетонные и железобетонные, гранитные;

— оголовки смотровых колодцев.

1.2. Согласно ГОСТ 21924.0-84 — ГОСТ 21924-3.84 плиты железобетонные для покрытий городских дорог подразделяются на типы в зависимости:

— для постоянных дорог;

— для временных дорог;

ПБ — прямоугольная с одним совмещенным бортом;

ПББ — прямоугольная с двумя совмещенными бортами;

ПШД — шестиугольная осевая диагональная;

ПШП — шестиугольная осевая поперечная;

ДПШ — диагональная, половина шестиугольной плиты;

ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты.

Форма и основные размеры плит должны соответствовать указанным в ГОСТах чертежах.

Научно-техническим управлением Департамента строительства

«1» августа 1994 г.

Дата введения в действие

1 января 1995 г.

1.3. Согласно ГОСТ 17608-91 плиты тротуарные подразделяются на квадратные (К), прямоугольные (П), шестиугольные (Ш), фигурные (Ф) и элементы декоративные дорожные (ЭДД).

1.4. Согласно ГОСТ 6665-91 бетонные и железобетонные бортовые камни подразделяются на следующие типы:

БР — прямые рядовые;

БУ — прямые с уширением;

БУП — прямые с прерывистым уширением;

БЛ — прямые с лотком;

Согласно ГОСТ 6666-91 гранитные камни подразделяются на прямоугольные (ГП) и криволинейные (ГК).

1.5. Опытная партия регулируемых оголовков смотровых колодцев начнет выпускаться в 1995 году.

1.6. Рекомендуемые сборные элементы предназначены для строительства постоянных и временных дорог и проездов с шириной проезжей части, кратной 3,5 м, и числом полос движения, обусловленным категорией дороги.

1.7. Строительство полносборных покрытий постоянных городских дорог осуществляют в следующей последовательности:

— устройство земляного полотна;

— установка оголовков смотровых колодцев;

— распределение, планировка и уплотнение подстилающего слоя и основания;

— распределение технологического слоя;

— монтаж дорожного покрытия;

— установка бортового камня;

— монтаж покрытия тротуаров;

1.8. При строительстве покрытий временных дорог вибропосадка плит, установка бортового камня и заделка швов не производится.

1.9. Строительство полносборных покрытий постоянных и временных дорог ведется поточным методом, предусматривающим равномерное и непрерывное производство всех дорожно-строительных работ.

2. 3ЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО И ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ТРОТУАРОВ.

2.1. Работы по устройству земляного полотна производят после окончания работ по вертикальной планировке, устройству дренажей и водостоков, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытии с послойным уплотнением.

2.2. Отсыпку, разравнивание и уплотнение насыпи земляного полотна следует производить преимущественно в летнее время в соответствии со СНиП П-60-90.

2.3. На участках, подверженных пучинообразованию, при неблагоприятных гидрологических условиях следует предусматривать специальные меры для предупреждения пучинообразования.

Читайте так же:
Покрытие стен цементным раствором

2.4. Работы по устройству земляного полотна целесообразно производить экскаваторами с ковшом емкостью от 0,25 м 3 до 1,0 м 3 (ЭО-2621В-3; ЭО-2626; ЭО-3123; ЭО-3323А; ЭО-4225; ЭО-5124), бульдозерами мощностью 80 — 250 л. с. (ДЗ-42; ДЗ-190; ДЗ-162-1), автогрейдерами среднего и тяжелого типа (ДЗ-122Б; ДЗ-98В.1; ДЗ-180).

2.5. Насыпи, как правило, должны возводиться из талого песчаного и супесчаного грунта. С целью более полного использования местного грунта допускается отсыпка насыпи из смеси талого песчаного и мерзлого грунтов с обязательным уплотнением до наступления смерзания грунта. Отсыпка верхних слоев насыпей высотой 0,8 — 1,5 м производится только из талого грунта при влажности, близкой к оптимальной.

2.6. Глинистые (водонепроницаемые) грунты могут применяться только в непереувлажненном состоянии. Пылеватые грунты допускается применять только в нижней части насыпи. Верхняя часть насыпи в этом случае (не менее 0,5 м) отсыпается из песчаных и супесчаных грунтов.

2.7. При устройстве насыпи следует соблюдать следующие правила производства работ:

— грунт отсыпают слоями равной толщины в зависимости от вида средств уплотнения;

— каждому слою грунта после планировки и разравнивания придается поперечный уклон 10 — 20 % от оси дороги;

— уплотнение следует производить при влажности, близкой к оптимальной;

— особое внимание следует обращать на равномерность уплотнения грунта.

2.8. Особенно тщательно следует уплотнять грунт около дождеприемных колодцев, колодцев подземной сети, в местах примыкания к инженерным сооружениям.

2.9. Уплотнение грунта в стесненных условиях следует производить малогабаритными механизмами (приложение 1).

2.10. При устройстве дорожного корыта его глубина должна соответствовать проекту с допусками ± 3 см. Ширина корыта с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытия на 0,5 м.

2.11. Послойное уплотнение рекомендуется производить:

— при связных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, комбинированным способом;

— при малосвязных грунтах — укаткой, трамбованием, вибротрамбованием, вибрированием, комбинированным способом;

— при несвязных грунтах — вибротрамбованием и вибрированием.

2.12. При отрицательных температурах уплотнение грунта производят трамбующими, вибротрамбующими, вибрационными машинами и виброплитами тяжелого типа.

2.13. Поверхность земляного полотна планируют так, чтобы величина просвета при прикладывании 3-метровой рейки не превышала 1 см.

2.14. Плотность грунта земляного полотна, а также грунта засыпанных траншей, разрытий, котлованов должна быть не менее 0,98. В процессе уплотнения систематически контролируют влажность и плотность грунта.

2.15. Степень уплотнения грунта устанавливают путем взятия проб грунта с ненарушенной структурой и определения объемной массы скелета грунта в лаборатории по методу стандартного уплотнения; используют также плотномер-влагомер Ковалева; для песчаных и супесчаных грунтов применяют ударник СоюздорНИИ.

2.16. Возведение насыпей в зимнее время допускается при наличии необходимого количества уплотняющих средств, обеспечивающих быстрое уплотнение отсыпанного грунта до требуемого значения плотности. В табл. 2.1.1 указаны условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время.

Условия применения грунтов в насыпях, возводимых в зимнее время

Допускаемая высота насыпи, м

Скальный, крупноблочный, крупный и средней крупности песок

Допускается с влажностью не более 1,1 от оптимальной

В зависимости от климата района:

теплый — не ограничивают

Мелкий и пылеватый, неводонасыщенные пески

Допускается при влажности не более 1,2 — 1,3 от оптимальной

Жирные глины, меловые, тальковые и трепельные грунты, а также грунты с высокой влажностью

2.17. Насыпи, как правило, должны возводиться только из талого грунта с обязательным уплотнением до наступления смерзания насыпного грунта. Ввиду трудностей выдержать это требование в течение всего зимнего периода, допускается отсыпка высоких (более 1,5 м) насыпей из смеси талого и мерзлого грунтов (табл. 2.1.2).

Рекомендуемая высота насыпи при производстве работ в зимнее время

Средняя температура воздуха за период производства работ по отсыпке насыпей, град

Рекомендуемая высота насыпи, м

Насыпи высотой менее 1,5 м должны возводиться из талых грунтов при влажности, близкой к оптимальной.

2.18. Содержание мерзлого грунта в насыпи допускается до 20 % с размером комьев не более 15 см при уплотнении катками весом 25 — 40 т на пневматических шинах и с размером комьев до 20 см при уплотнении трамбующими машинами, катками с падающими грузами.

2.19. Отсыпку насыпи следует производить слоями с уклоном 2 — 3 % на всю ширину с обеспечением стока воды с поверхности земляного полотна (в случае, если строительство основания дороги будет осуществляться весной) и возможности механизированной очистки от снега.

2.20. Отсыпанный грунт сразу же разравнивается бульдозерами толщиной слоя, не превышающей возможности уплотняющих машин.

2.21. Длина участков отсыпаемых насыпей и уплотняющие средства должны быть выбраны так, чтобы окончательное уплотнение грунта в насыпи заканчивалось не позднее 3 часов при температуре воздуха до — 10 °С и не позднее 2 часов до — 20 °С после выемки грунта в резерве или грунтовом карьере (табл. 2.1.3).

Время уплотнения грунта в насыпи

Температура наружного воздуха, град

Время начала смерзания грунта, мин

2.22. Уплотнение грунтов в насыпях должно осуществляться до достижения коэффициента уплотнения не менее 0,98, для чего верхние слои насыпи толщиной 1,5 м должны отсыпаться из талых грунтов.

2.23. Катки для уплотнения грунта выбирают в зависимости от вида грунта и толщины слоя в соответствии с табл. 2.1.4.

2.24. Уплотнение грунта прицепными катками выполняется круговыми проходами по рабочей захватке. Укатка производится от краев насыпи к ее середине с перекрытием смежных полос уплотнения по 0,15 — 0,25 м. Для предотвращения обрушения откосов кромка вальца не должна быть ближе 0,3 м от бровки отсыпаемого слоя. Укатку самоходными катками следует производить по челночной схеме.

2.25. Работы по возведению земляного полотна должны непрерывно контролироваться лабораторией, для чего непосредственно на месте работ организуются специальные контрольные посты.

Читайте так же:
Строительный материал пенобетон кирпичи

Катки для уплотнения грунта

Глубина уплотнения (в плотном теле), м

Самоходный пневмоколесный на спецшасси, статический

Самоходный комбинированный с вибрационным вальцом

Прицепной к трактору Т-150 и вибрационный

2.26. В задачу контрольных постов входит следующее:

а) непрерывный контроль за влажностью и плотностью грунтов, укладываемых в насыпь;

б) определение режима работ уплотняющих машин (толщина уплотняемого слоя и число проходов);

в) осуществление контроля за качеством уплотнения грунтов путем наблюдения за точным выполнением определенного режима работы машин и испытания плотности не менее трех образцов грунта на каждые 200 м насыпи;

г) количество мерзлого грунта не должно превышать пределов, указанных в п. 2.18, контрольные пробы отбирают до уплотнения грунта на каждые 200 — 300 м 3 .

2.27. Взятие проб для определения объемного веса мерзлого грунта следует производить путем вырубки монолитов объемом не менее 300 см 3 , а в случае грунтовой смеси или талого грунта целесообразно применять стальные цилиндры объемом около 2 — 3 л.

2.28. В конце зимы, когда уже намечаются оттепели, земляное полотно следует тщательно очистить от снега и льда. Во время таяния снега необходимо обеспечить непрерывный и беспрепятственный сток воды.

2.29. Отвод воды, поступающей к подстилающему слою, производится продольными и поперечными дренами, выполненными из трубофильтров.

Работы по устройству трубчатого дренажа выполняются непосредственно перед распределением подстилающего песчаного слоя.

2.30. Траншеи под трубчатый дренаж следует отрывать до наступления заморозков при помощи автогрейдера ДЗ-180А с навесным оборудованием или при помощи экскаватора ЭО-2621В-3 с трапецеидальным ковшом. Укладка труб в траншею производится вручную или при помощи автокранов.

2.31. Технологический процесс устройства дренажей мелкого заложения включает: рытье ровика; устройство в нем подушки под трубы; укладку труб с фильтрами; сопряжение трубчатых дрен с водоприемниками; заполнение ровика песком и его уплотнение. Трубы с раструбами или трубофильтры обращают против уклона раструбами и пазами.

Особое внимание должно уделяться уплотнению дна ровика.

2.32. В процессе устройства дренажей мелкого заложения проверяют: уклон подушки; качество фильтров отсыпок; плотность соединения звеньев труб в стыках, в том числе трубофильтров с полимерными муфтами; гранулометрический состав и коэффициент фильтрации; толщину слоя песка; влажность и степень увлажнения песка.

2.33. Для устройства дренажей эффективно применение геотекстиля. Геотекстиль-дорнит поставляют, как правило, в рулонах массой до 80 кг с длиной полотна в рулоне не менее 40 м и шириной не менее 1,5 м. Дорнит может применяться как противозаплывающий материал в дренаже мелкого заложения, так и в совмещенной конструкции дренирующего слоя и дренажа мелкого заложения.

2.34. Устройство подстилающего слоя производят после приемки земляного полотна и оформления соответствующего акта. Подлежат обязательной проверке соответствие отметок профилей проектным и степень уплотнения грунта.

2.35. Толщина подстилающего слоя назначается в зависимости от вида грунта и должна соответствовать проекту (отклонения по толщине слоя допускаются не более 1 см).

2.36. Пески или песчано-гравийные смеси, применяемые для подстилающего слоя, должны иметь коэффициент фильтрации не менее 3 м/сут, содержание мелкозема не выше 7 %, а пылевидных и глинистых частиц не более 5 % по массе.

2.37. Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98, а наибольший просвет под 3-метровой рейкой — 1 см.

2.38. Для предотвращения смерзания песка в зимнее время рекомендуется его пропитка 2-процентным раствором хлористого кальция ( CaCl 2 ).

Необходимо количество CaCl 2 на 1 м 2 поверхности слоя приведено в табл. 2.1.5.

mechanismone

Ни для кого не секрет, что, при строительстве дорог, инженеры очень часто используют значительно более прочный железо-бетон, вместо привычного всем асфальта.
Тем не менее, несмотря на все свои плюсы, одним из самых дорогих, долгих и трудоемких этапов при строительстве бетонной дороги является укладка арматуры и подготовка опалубки.
Но возможно ли построить бетонную дорогу не используя арматуру и без монтажа опалубки?

Сегодня я расскажу о более дешевой и значительной более быстрой технологии укладки бетонного дорожного полотна без арматуры и опалубки. Мы посмотрим на весь рабочий процесс и детали работы с мало цементным особо жестким укатанным бетоном.

Традиционно начнем с небольшой истории.
Первые упоминания о разработке смеси укатанного бетона относятся в концу 1950-х годов, с его помощью было построено несколько дамб. В дорожном строительстве укатанный бетон был впервые применен в Канаде, в середине 1970-х. Одной из компаний, которая занималась вырубкой леса, понадобилась довольно большая площадка для хранения древесины. Было необходимо найти экономичный материал который был бы способен выдержать большие нагрузки. Выбор пал на укатанный бетон.Сегодня, как в США, так и в Европе, укатанный бетон используется довольно широко для строительства дорог, взлетно-посадочных полос в аэропортах и различных гидротехнических сооружений.

Что же такое бетон?
По определению бетон это искусственный строительный материал, который получается благодаря смешиванию цемента, различных заполнителей, например гравия и песка, с водой и дополнительными химическими элементами. Для того, чтобы понять отличия, давайте разберемся в том, как получается обычный бетон, к которому мы все привыкли.

Для того, чтобы получить обычный традиционный бетон, составляющие компоненты должны смешиваться в определенных пропорциях. 10% объема составляет цемент, 20% занимает вода и воздух, 30% это песок, 40% щебень или гравий. Расчетами состава бетона занимаются инженеры, подбирая правильные пропорции, после чего завод-изготовитель бетона должен очень точно смешать все компоненты в соответствии с расчетами.

Чем больше воды — тем менее прочен бетон. В свою очередь — если воды не хватает, то часть цемента останется сухой, и бетон получится бракованный. Цемента, в свою очередь, должно быть столько, чтобы все крупинки песка и гравия были окутаны им, т.к. цемент является связующим звеном. Гравий или щебень также должен быть прочным, т.к. при разрушении гравий или щебень будет первым элементом в бетоне, который разрушится. Различные химические добавки, пузырьки воздуха в бетоне, качество воды и соотношение гравия и песка так же влияют на прочность и поведение бетона, но это второстепенные факторы.

Читайте так же:
Пропорции замеса цемента марки 500

Несмотря на различные виды цементов, они все получаются на вид примерно одинаковыми, смесь, которая обладает средней вязкостью, по текучести похожа на кисель. Готовый бетон доставляют на строительную площадку в бетономешалках, после чего бетон заливают в опалубку и вибрируют, чтобы выгнать лишний воздух и обеспечить равномерную консистенцию смеси. Затем бетоноукладчик со скользящими формами формирует дорожное полотно. После укладки бетон остается мягким, и набирает первоначальную прочность в течении 7 дней.

А теперь давайте разберемся с тем, как получается жесткий укатанный бетон?
Малоцементные особо жесткие бетонные смеси содержат в себе примерно на 30% меньше цемента, по сравнению с традиционным бетоном. Соотношение воды и цемента также снижено примерно в 2 раза,
при этом в смеси полностью отсутствует крупный и средний щебень, только очень мелкий щебень и песок. В итоге бетон получается совершенно сухим, без какой-либо остаточной воды. По консистенции такой бетон напоминает влажный рассыпчатый песок.

В чем же преимущество укатки в сравнении с обычным бетоном?
1. Высокая, а точнее сказать, безумная, интенсивность бетонных работ, абсолютно недостижимая для традиционного бетона;
2. Очень низкие трудозатраты благодаря полной механизации всех операций и использованию высокопроизводительной техники;
3. Значительное снижение себестоимости работ, благодаря отсутствию опалубки, арматуры, швов, нижнего слоя асфальта, а так же более низкому расходу цемента;
4. Типичный проектировочный срок жизни бетона составляет 50 лет, благодаря 100% плотности и отсутствию швов, бетон маловосприимчив к окружающей температуре и влаге, так же отлично переносит значительные нагрузки. Насколько же прочен укат? Для примера отмечу, что плотины из укатки переживают 8-9 бальные землетрясения без каких-либо повреждений.

Но это все теория, давайте уже наконец строить!

Укладка укатки должна производится на очень хорошо уплотненное земляное покрытие. Для этого сначала срезается верхний слой плодородной почвы.
Затем, нижний слой грунта хорошо перемешивается с известью и водой, процесс перемешивания называется стабилизацией. Известь используется для того, чтобы сохранить постоянный процент влаги в почве.

Весь процесс стабилизации выглядит так: сначала почва увлажняется водой. Затем увлажненная почва опрыскивая известковой эмульсией. Затем на обработанный участок выходит стабилизатор, еще его называют ресайклером. Эта машина имеет фрезерно-смесительный ротор который перемешивает до 20 сантиметров почвы, создавая равномерно перемешанный слой почвы с известью и водой. После стабилизации, почва утрамбовывается катком-вибратором и закутывается геотекстилем, после чего засыпается гравием, который так же уплотняется катком-вибратором. Слой гравия будет служить дренажом для воды. Затем насыпается еще земля, которая так же стабилизируется, но не с известью, а с цементом. Теперь все готово для укладки бетона.

Весь бюргер выглядит так: в самом низу 20 см. стабилизированной почвы с известью, затем геотекстиль, потом 10 см. гравия для стока грунтовой воды, потом 30 см. стабилизированный почвы с цементом, и затем 46 см. бетона, в два слоя по 23 см. каждый.

Процесс укладки укатанного бетона так же очень сильно отличается от типичного армированного бетона, и выглядит как процесс укладки асфальта.
Во-первых, не используется бетоноукладчик, вместо него используется специальный асфальтоукладчик, который оборудован брусьями высокой трамбовки. Такой укладчик способен с первого прохода дать покрытию плотность от 90 до 96%.
Во-вторых, используются обычные асфальтовые катки-вибраторы, для того, чтобы достичь необходимой плотности материала, это очень важно. Плотность покрытия должна быть как минимум 99%, поэтому все, что не дотромбовал укладчик – остается каткам.

Также в бетоне отсутствуют термические швы. До недавнего прошлого их вообще не делали, с недавнего времени технология немного изменилась, и теперь температурные швы-надрезы режут дисковой пилой через несколько дней после укладки бетона. Затем надрез будет запломбирован силиконом. В принципе термические швы не нужны, но их присутствие сохраняет тело бетона без поверхностных трещин более длительное время .

Поверхность укатки после проходки укладчика очень твердая, по ней можно свободно передвигаться. Никаких следов, в отличие от традиционного бетона, на укатке не останется.
По пятам за укладчиком идут лаборанты – их задача проверить плотность покрытия и процент воды в полотне. Скорость непрерывной укладки составляет до 2 метров в минуту. Традиционный бетон укладывается со скоростью до метра в минуту, а так же частыми остановками из-за перерывов в подаче бетономешалок на строительную площадку.Толщина одного слоя покрытия может доходить до 25 см, а ширина укладываемой полосы до 9 метров.

Через 3 дня после укладки полотна при помощи сверл будут взяты образцы бетона, задача этих образцов проверить плотность соприкосновения двух пластов бетона между собой,
ну и вторично – проверить прочность самого бетона. Взятые цилиндры будут разрушены в лаборатории. Полотно готово к полной службе через 7 дней, а не через 28, как обычный бетон.

А как же дела у России с укаткой? Никак. Технология почти не используется, тем не менее, хочу напомнить, что в период 60х — 80х годов СССР являлся одним из лидеров в этой области строительства.

Кстати, про традиционную укладку дороги с использованием железобетона — на канале Как это сделано есть ролик, ссылка в описании.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector